Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, имеющих заключение тяжелые нарушения речи.
Тяжелые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематических процессов, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает условия для дошкольного образования, определяемые общими и особыми потребностями обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; возможность освоения детьми с ТНР ОП МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусматривает проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств; достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях; психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителям (законным представителям).
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Результаты освоения Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи определяются состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, IV уровень, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР, наличием либо отсутствием предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).
Общими ориентирами в достижении результатов Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления; владение лексическим, морфологическим (включая словообразовательный), синтаксическим, семантическим компонентами языковой способности; владение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности; сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных навыков; сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предполагает создание специальных условий получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи через создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающихся с ТНР; использование специальных дидактических пособий, технологий, методики других средств обучения (в том числе инновационных и информационных); реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов; проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом и педагогом-психологом; реализацию образовательной, самостоятельной деятельности и режимных моментов с обучающимися с ТНР с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Одним из важных моментов реализации социально-педагогических задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи является активное участие семьи в развитии ребенка. Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами. Это обеспечивает необходимую эффективность коррекционной работы, ускоряет процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся и обеспечивает непрерывность коррекционно-восстановительного процесса у обучающихся.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития( в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития( в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования)
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, имеющих заключение задержка психического развития.
Задержка психического развития – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития, деятельности. Специфические особенности развития этой категории детей негативно влияют на своевременное формирование всех видов дошкольной деятельности: изобразительной, игровой, конструктивной. Полиморфность нарушений и разная степень их выраженности определяют различные возможности детей в овладении основной образовательной программой на дошкольном этапе.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает условия для дошкольного образования, определяемые общими и особыми потребностями обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Освоение обучающимися с ЗПР основного содержания Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития учитывает полиморфность нарушений при ЗПР, индивидуально-типологические особенности обучающихся и предполагает значительный разброс вариантов их развития.
Образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР построена в соответствии с индивидуально-дифференцированным подходом к обучающимся, снижением темпа обучения, структурной простотой содержания занятий, циклического возврата к уже изученному материалу и обогащения его новым содержанием, определением целевых ориентиров для каждого этапа образовательной деятельности с учетом возможностей конкретной группы и каждого ребенка.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития учитывает психофизические, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ЗПР и предполагает вариативные формы, способы, методы и средства обучения.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития предлагает такие вариативные формы, способы, методы организации образовательной деятельности как: образовательные ситуации, предлагаемые для группы обучающихся, исходя из особенностей их психофизического и речевого развития (занятия), различные виды игр и игровых ситуаций, в том числе сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая и подвижная игра, в том числе, народные игры, игра-экспериментирование и другие виды игр; взаимодействие и общение обучающихся и педагогических работников и (или) обучающихся между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции, а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности реализуются через сочетание организованных педагогическим работниками и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие обучающихся с задержкой психоречевого развития раннего возраста и обучающихся с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами: личностно-порождающее взаимодействие педагогических работников с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ЗПР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств; ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других обучающихся), стимулирование самооценки; формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР; создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка; участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР.
Одним из важных моментов реализации социально-педагогических задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития является активное участие семьи в развитии ребенка. Родители (законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся, сформированные специалистами. Это обеспечивает необходимую эффективность коррекционной работы, ускоряет процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся и обеспечивает непрерывность коррекционно-восстановительного процесса у обучающихся.
Образовательная программа дошкольного образования МДОУ №18 "Теремок" ЯМР в соответствии с ФОП ДО
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 «Теремок» Ярославского муниципального района
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18 «Теремок» Ярославского муниципального района является нормативно управленческим документом и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования), организацию образовательной деятельности и обеспечивает построение целостного педагогического процесса.
Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском.
МДОУ могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ.
Срок реализации образовательной программы: 5 лет.
Составляющие Программы обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, служат механизмом реализации ФГОС ДО и раскрывают принципы, методы, приемы и порядок организации совместной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, а также подходы к интеграции образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Настоящая Программа разработана и утверждена организацией в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Информируем вас о том, что с сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования
Что такое Федеральная адаптированная образовательная программа?
Программа развития
Программа развитя МДОУ №18 "Теремок"ЯМР на 2023-2027 годы
Годовой план работы на 2024-2025 год
Годовой план работы на 2024– 2025 год МДОУ №18 "Теремок" ЯМР
Информация о численности обучающихся
Численность обучающихся (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 103
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0 человек
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0 человек
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счёт местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 103 человек
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам по договорам об образовании за счёт средств физических или юридических лиц (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) 0 человек