Меню сайта

Доступная среда


Доступность для детей с ОВЗ и детей – инвалидов
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ]

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. 
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.


План мероприятий ("дорожная карта") МДОУ детский сад №18 "Теремок" ЯМР по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нём услугам от 19.02.2021

Политика обеспечения условий доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в МДОУ №18 Теремок" ЯМР от 19.02.2021

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) № 20.01/2/44 от 14.07.2023 

Состав психолого-педагогического консилиума МДОУ №18 "Теремок" ЯМР

План работы психолого-педагогического консилиума МДОУ №18 "Теремок" ЯМР на 2023-2024 учебный год

Положение об оказании логопедической помощи в МДОУ №18 "Теремок" ЯМР от 01.09.2020

Приказ №65 Об утверждении Положения о ППк МДОУ №18 "Теремок" ЯМР от 20.10.2022

Положение о психолого-педагогическом консилиуме МДОУ №18 "Теремок" ЯМР от 20.10.2022

Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ №18 "Теремок" ЯМР от 03.09.2018

Положение о группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в МДОУ №18 "Теремок" ЯМР от03.09.2018


Адаптированные образовательные программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития


Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи



Рабочие программы

Программа психологического сопровождения образовательного процесса муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №18  " Теремок" Ярославского муниципального района на 2023 – 2028 гг. ( срок реализации 5 лет)


Программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению "В детский сад без слёз"

Программа психолого-педагогических занятий "Цветик-семицветик" возраст 5-6 лет


Психолого-педагогическая программа "Приключения будущих первоклассников" возраст 6-7 лет 

О доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

В МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР  в 2023/2024 учебном году функционируют  4 группы комбинированного вида, которые посещают и дети с ОВЗ. В группе дошкольного возраста 3-4 года – 3 детей с ОВЗ, в группе дошкольного возраста   4-5 лет – 2 детей с ОВЗ, в группе дошкольного возраста 5-6 лет- 2 детей с ОВЗ; в группе дошкольного возраста 6-7 лет – 6 детей с ОВЗ. С целью обеспечения условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья разработаны Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОУ № 18 "Теремок" ЯМР для обучающихся с задержкой психического развития.


Информация о специально оборудованных учебных кабинетах

Специальных кабинетов для практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено. Занятия проводятся в групповых помещениях.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, выделена «буфетная зона» (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

Ведется систематическая работа по благоустройству развивающей предметно-пространственной среды. РППС в группах оборудована с учетом возрастных особенностей детей, гендерного подхода. Помещения групповых комнат разделены на несколько центров активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследований и игр. Каждый центр направлен  на реализацию преимущественных задач образовательных областей, а так же имеет возможности их гибкой интеграции. Центры активности  предусматривают возможность проведения как совместной, так и самостоятельной деятельности по выбору детей.

Для развития экологической культуры детей в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, красочные календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры.

На территории МДОУ имеется опытно-экспериментальная площадка (мини-огород, цветники). Функционал: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, элементарный труд, проведение НОД по ознакомлению с окружающим.


Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинет учителя-логопеда

В МДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Кабинет учителя-логопеда предназначен для:

- проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста;

-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

1.Оснащение кабинета:

-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;

-зеркала для индивидуальной работы;

-шкафы для хранения пособий;

-столы для детей;

-стулья детский;

-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

б) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксацию.

в) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.


Кабинет педагога-психолога

В МДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Кабинет педагога-психолога предназначен для:

- проведения диагностического обследования психологического развития детей дошкольного возраста;

-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий педагога-психолога с детьми.

-проведения консультаций для педагогов и родителей

-проведение тренингов


Музыкальный зал

Музыкальный зал в МДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.

Общая площадь музыкального зала – 77,8 кв.м.

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонотека (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный зал оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.


Методический кабинет

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Средства обучения и воспитания сформированы по видам:

- методическая литература;

- наглядно-методические пособия;

-дидактические пособия;

-наглядно-дидактические пособия;

-наглядные пособия.


Информация о библиотеке(ах), приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ используется библиотека методического кабинета, групповые мини-библиотеки.

В методическом кабинете расположена библиотека учебно-методической литературы по образовательным областям, подборка изданий периодической печати, электронные ресурсы, детская художественная литература.

В групповых помещения расположены мини-библиотеки, включающие в себя учебно-методическую литературу, художественную литературу для чтения детям.


Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Имеется музыкальный/физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь зала – 77,8 кв.м. Освещенность – естественная 4 окна, искусственная -10 светильников LED.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь  для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи разного диаметра, мешки с песком, обручи разного диаметра, ленточки, флажки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, мешочки для метания, скакалки. Нестандартное оборудование: мячи для фитбола,  мягкие модули, оборудование для подвижных игр («Парашют», тоннели, поролоновые мячи), следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.

На территории МДОУ имеется спортивная площадка.


Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)

-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).

-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).


Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации

Конструктивные особенности здания МДОУ не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, домофон. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.


Информация о специальных условиях питания

В МДОУ № 18 «Теремок» организовано 4-х разовое сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10 – дневным меню, утвержденным заведующей МДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.


Информация о специальных условиях охраны здоровья

В МДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МДОУ  имеется медицинский и процедурный кабинеты.  В штате учреждения имеется медицинский работник – старшая медицинская сестра. В МДОУ организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры).


Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Особые условия доступа к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада.


Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, представленным в методическом кабинете, групповым сборникам исключительно под руководством педагога.


Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МДОУ  имеются технические средства обучения коллективного пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- мультимедийная установка  (проектор, экран, ноутбук) – в музыкальном зале;

- музыкальные центры (музыкальный зал);

- магнитофон

- акустические колонки, микрофоны.

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МДОУ оборудованием.

Специальные технические средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ не используются.


Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Отсутствует